Фото: NewTimes
23 июня на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ об особенностях исполнения договора перевозки пассажира ж/д транспортом при угрозе возникновения ЧС или введении режима повышенной готовности.
Согласно документу, в случае отмены поезда дальнего следования в период действия такого режима пассажир может воспользоваться билетом в течение 12 месяцев с момента снятия ограничений. Кроме того, он имеет право получить полную стоимость проезда и провоза багажа в соответствии с правилами оказания услуг, утвержденными в 2005 году.
На сайте ОАО «РЖД» можно найти подробные правила дистанционной отмены поездки, а также действий пассажира, если поезд отменен или не отменен. Отдельно акцентированы условия возврата проездных документов с датой отправления, начиная с 2 июня 2020 года. В их отношении действует обычный порядок.
Таким образом, РЖД вернет пассажирам по их требованию деньги за билеты, не использованные из-за коронавируса. И это существенно отличает железнодорожные услуги от условий авиаперевозчиков, которые могут отложить выплату средств за отмененные рейсы на три года, если соответствующий проект постановления будет подписан.
Почему же правительство установило для железнодорожных перевозок правила, более лояльные по отношению к потребителям, чем, к примеру, у «Аэрофлота»?
Как объяснили TourDom.ru эксперты, основная причина в том, что РЖД является по сути государственным монополистом – компания имеет свободный доступ к кредитам и субсидиям. «Если бы Минтранс писал проект постановления исключительно для контролируемого государством “Аэрофлота”, возможно, условия возврата для авиапассажиров также были бы более мягкими! – уверен руководитель компании “Де Визу” Алексей Лебедь. – Но в документе были учтены интересы и других, негосударственных авиакомпаний, которые не имеют ресурсов нацперевозчика».
С другой стороны, пассажиры, пользующиеся железнодорожным транспортом, это более широкий круг потребителей, чем клиенты авиакомпаний. «К их услугам прибегают огромное количество россиян, в том числе и социально незащищенных. По отношению РЖД к своим пассажирам будет оцениваться отношение государства к своим гражданам», – считает один из собеседников TourDom.ru.
Другая причина лояльности политики РЖД в том, что это акционерное общество находится не в столь тяжелом финансовом положении, как авиакомпании. Об этом свидетельствуют данные ИА «Финмаркет»: падение продаж в ж/д секторе в апреле 2020 г. составило 77%, в то время как в авиации – 97%.
«Железнодорожные перевозки специфичны с точки зрения структуры расходов, – комментирует эксперт. – Техобслуживание, зарплаты, хранение транспорта – все издержки здесь существенно ниже, чем в авиации, и сам простой обходится дешевле». Кроме того, специалисты отмечают: в этой сфере более стабильный спрос, поэтому и восстановление ожидается в короткие сроки, в то время как авиакомпаниям придется ждать годы, пока их объемы продаж выйдут на докризисный уровень.
Источник: tourdom.ru